Практически любой отечественный покупатель, выбирая себе нового «железного коня», обязательно уточняет величину его дорожного просвета (клиренса). И такое усиленное внимание к данному параметру не от хорошей жизни. Привычно плохое состояние российских дорог (особенно в глубинке), теснота городских дворов, заставляющая парковаться на бордюрах, обильные снегопады зимой, а также любовь россиян к загородному отдыху – вот почему внедорожники и кроссоверы с большим клиренсом так популярны в нашей стране.
Величину клиренса определяют расстоянием от земли до самой нижней части автотранспорта. При этом, в качестве нижней могут рассматриваться несколько точек – передний бампер (чаще всего), поддон картера двигателя, топливный бак, элементы выхлопной системы или задней подвески, карданный вал или задний дифференциал (на полно- и заднеприводных машинах).
Безусловно, чем выше клиренс внедорожников или кроссоверов, тем лучше их проходимость по плохим дорогам. Однако, бездумно повышать этот показатель нельзя, так как резко снижается ресурс колёсных приводов. А увеличенная высота кроссоверов и внедорожников негативно отражается на их устойчивости и управляемости.
Автомобили с самым высоким клиренсом
В этом разделе вы встретите представителей исключительно внедорожного класса. Что неудивительно, ведь для этих машин высокий дорожный просвет является залогом успешной эксплуатации в любых условиях. Именно поэтому внедорожники с большим клиренсом пользуются успехом у любителей загородного отдыха.
Открывает топ-пятерку шестиколесный полноприводный пикап Mercedes-Benz G63 AMG 6×6. Дорожный просвет в 460 мм и колесная формула, характерная для вездеходов, делают из пикапа полноправного «короля бездорожья».
Самый крупный японский внедорожник – Toyota Mega Cruiser (1996-2002 гг.), с клиренсом 420 мм расположился на втором месте. Как и многие автомобили подобного плана, Mega Cruiser был разработан в качестве армейского транспортного средства. Впоследствии некоторая часть выпущенных машин, для проверки коммерческого потенциала, была реализована частным лицам. Однако, экономные японцы не оценили «аппетит» тойотовского творения – 33 л дизеля в смешанном цикле.
На третьей позиции – знаменитый американский внедорожник Hummer H1 с клиренсом равным 406 мм. Автомобиль является гражданской модификацией военного вездехода HMMWV M998 и производился в 1992-2006 годах.
На шасси первого Хаммера итальянское автоателье Coggiola с 2002 года изготовляет свой премиальный внедорожник Coggiola T-Rex с клиренсом 400 мм. Также для вооруженных сил КНР производится автомобиль DongFeng Warrior, который является полной копией Hummer H1.
За тройкой лидеров в нашем топе расположилась гражданская модификация отечественного многоцелевого армейского автомобиля «Тигр». Машина под обозначением ГАЗ-233001 с клиренсом 400 мм была выпущена ограниченной серией для охотников и рыболовов.
И замыкает топ-пятерку снова-таки отечественный компактный внедорожник УАЗ 3159 «Барс», который выпускался небольшими партиями в 1999-2005 годах. От базового УАЗ-3153 автомобиль отличался расширенной колеей (1.6 м) и увеличенным до 300 мм клиренсом, что обусловлено применением редукторных мостов, передней пружинной и задней рессорно-листовой подвесок.
Лучшие внедорожники с большим дорожным просветом
Определение лучших автомобилей – дело всегда очень субъективное, поскольку критерии у всех разные. Для кого-то лучшим является автомобиль с мощным двигателем, а для кого-то – машина с наименьшим расходом топлива. Мы, в свою очередь, за критерии примем оснащение автомобиля системами активной безопасности и, конечно же, величину его дорожного просвета.
Nissan Patrol
На вершину нашего импровизированного рейтинга поставим обновленный Nissan Patrol (7-е поколение; выпускается с 2014 года) с клиренсом 274 мм. Полноразмерный рамный внедорожник по цене от 3,55 млн руб. уже в базовом исполнении оснащается системами:
- кругового обзора 3-го поколения (AVM);
- распознавания движущихся объектов (MOD);
- помощи при парковке;
- динамической стабилизации (VDC);
- ограничения колебаний кузова (HBMC);
- помощи на подъеме (HSA);
- управляемого спуска (HDC);
- контроля давления в шинах (TPMS).
В топовой комплектации автомобиль дополнительно получил комплекс безопасности Safety Shield, а именно системы: контроля дистанции (DCA), интеллектуального экстренного торможения (IBA), рядности движения (LDP), слежения за разметкой (LDW), мониторинга «слепых» зон (BSW), помощи при движении назад (BCI), предупреждения о вероятном столкновении (FCW) и интеллектуального круиз-контроля (ICC).
Infiniti QX80
Второе место, безусловно, за последним поколением полноразмерного рамного внедорожника Infiniti QX80 (выпуск с 2014 г., 4,22 млн руб.). Величина дорожного просвета составляет 257 мм (у предыдущего поколения – 261 мм). Безопасность эксплуатации обеспечивают системы:
- подавления колебаний кузова;
- кругового обзора (AVM);
- интеллектуального круиз-контроля (ICC);
- контроля дистанции (DCA);
- рядности движения (LDP);
- слежения за разметкой (LDW);
- мониторинга «мертвых» зон (BSW);
- предупреждения о вероятном столкновении (FCW);
- интеллектуального экстренного торможения (IBA);
- предотвращения столкновения при заднем ходе (BCI).
Jeep Wrangler
В тройке лидеров присутствует и полноприводный Jeep Wrangler, как в трехдверном (клиренс – 259.1 мм; 2,5 млн руб.), так и пятидверном (клиренс – 256.5 мм; 2,65 млн руб.) исполнении. Среди активных систем безопасности:
- антиблокировочная (ABS);
- противобуксовочная (TCS);
- помощи в случае ДТП (EARS);
- помощи при экстренном торможении (BAS);
- притормаживания буксующего колеса (BLD);
- предотвращения опрокидывания (ERM);
- помощи при трогании на подъеме (HSA);
- контроля давления в шинах (TPMS).
Chevrolet TrailBlazer
На следующей позиции – среднеразмерный рамный внедорожник Chevrolet TrailBlazer (1,31 млн руб.) с клиренсом 255 мм. Его комплекс активной безопасности составляют следующие системы:
- помощи при движении на спусках (HDC);
- помощи при старте на подъеме (HSA);
- антиблокировочная (ABS);
- антипробуксовочная (TCS);
- распределения тормозных усилий (EBD);
- электронной динамической стабилизации (ESC);
- экстренного торможения (PBA);
- торможения в поворотах (CBC);
- гидравлической поддержки торможения (HBA);
- повышения эффективности при перегреве тормозных дисков (HBFA).
Land Rover Defender 110 и Land Rover Defender 90
На пятом месте – среднеразмерный Land Rover Defender 110 (1,81 млн руб.) и компактный Land Rover Defender 90 (1,75 млн руб.) с клиренсом 250 мм. Никаких модных электронных приспособлений в этих простых машинах не предусмотрено. Однако, нельзя не отметить их главные достоинства – надежность и неприхотливость. Пружинная подвеска обеспечивает максимальный ход колёс, благодаря чему «дефендеры» прочно удерживают контакт с поверхностью. А на трассе возникновение опасных ситуаций предотвращается при помощи систем ABS и TCS.
Лучшие кроссоверы с высоким клиренсом
Высокие дорожные просветы кроссоверов позволяют им спокойно преодолевать бордюры в городе, не бояться неглубоких ям и уверенно себя чувствовать на легком бездорожье. В свою очередь, низкие клиренсы кроссоверов улучшают их управляемость на больших скоростях. Идеальное решение – регулируемая высота дорожного просвета, что позволяет сделать автомобиль полностью универсальным. Однако, подобный подход технически сложен и значительно удорожает конечную стоимость машины.
Volvo XC90
Из присутствующих на рынке моделей самый высокий кроссовер – это, безусловно, среднеразмерный Volvo XC90 нового поколения (конец 2014 г.; 3,27 млн руб.). Даже с базовой пружинной подвеской величина его дорожного просвета составляет солидные 237 мм. А в версии с пневмоподвеской в режиме «Off Road» (активируется до 40 км/ч) его клиренс увеличивается до 267 мм.
В компании утверждают, что новый Volvo XC90 станет самым безопасным кроссовером в мире. В частности, разработчики оснастили его системами: City Safety (предотвращения столкновения на скоростях до 50 км/час), защиты пассажиров в случае непредвиденного съезда с дороги, контроля полосы движения, предотвращения столкновения во время проезда перекрестка, наблюдения за «мертвыми» зонами, помощи при парковке, распознавания дорожных знаков, предотвращения опрокидывания, мониторинга усталости водителя, защиты от наезда сзади, помощи при медленном движении (или «пробочный» круиз-контроль), обнаружения пешеходов, животных и велосипедистов (с функцией автоматического торможения).
Первое поколение Volvo XC90 по результатам краш-тестов получило от американского Страхового института дорожной безопасности (IIHS) звание «Самый безопасный автомобиль +». Значок «+» означает успешно пройденный тест на, так называемый, удар с малым перекрытием.
Volvo XC60
За ним следует другой представитель скандинавов – Volvo XC60. Что первое поколение (2008-2013 гг.) этих среднеразмерных кроссоверов, что второе (2013 г.; 2,29 млн руб.) обладают дорожным просветом в 230 мм. Автомобиль оснащен системами:
- City Safety, адаптивного круиз-контроля;
- мониторинга усталости водителя;
- контроля безопасной дистанции;
- помощи при парковке;
- автоматического затемнения дальнего света при появлении машин, велосипедистов или пешеходов;
- помощи при движении задним ходом;
- мониторинга «слепых» зон;
- обнаружения велосипедистов и пешеходов с функцией автоматического торможения;
- предупреждения столкновений при движении по трассе;
- контроля полосы движения;
- защиты от опрокидывания;
- защиты пешеходов.
Porsche Macan
Далее в рейтинге «лучшие кроссоверы с большим клиренсом» расположился немецкий среднеразмерный Porsche Macan (2,81 млн руб.), который предлагается с тремя вариантами ходовой части. Первому (простая пружинная подвеска) и второму варианту (с активными амортизаторами) соответствует клиренс в 205 мм. Третий представляет собой пневматическую подвеску, позволяющую выбрать нужный уровень клиренса – 180, 190 и 230 мм. В стандартную комплектацию входят системы: антиблокировочная (ABS), антипробуксовочная (TCS), регулирования курсовой устойчивости (PSM), помощи при спуске (HDC), торможения в экстренных ситуациях (PBA).
Subaru Forester
Дорожный просвет Subaru Forester (4-е поколение; 2013 г.; 1,41 млн руб.) равен 220 мм. К стандартным ABS и ESP, компания добавила системы предотвращения столкновений, контроля полосы движения и перераспределения тормозных усилий, круиз-контроль.
От Euro NCAP по результатам краш-тестов Subaru Forester получил максимальные пять звёзд. На 91% оценена безопасность пассажиров, на 73% – пешеходов. Американский институт IIHS отнес автомобиль к рейтингу Top Safety Pick +.
Porsche Cayenne
Замыкает пятерку среднеразмерный Porsche Cayenne (2-е поколение; 3,51 млн руб.) с клиренсом 215 мм. Безопасность движения обеспечивают фирменная система электронной регулировки курсовой устойчивости (PSM), контроль «слепых» зон, адаптивный круиз-контроль, традиционные ABS, ESP и TCS.
В конце этого обзора хочется добавить, что при выборе автомобиля величину дорожного просвета нужно учитывать комплексно, вместе с другими характеристиками. Ведь на проходимость машины влияет не только клиренс, но и размеры колёсной базы (чем короче, тем лучше), углы въезда и съезда (зависят от длины свесов), размеры кузова и его элементов (полноразмерные кроссоверы с высоким клиренсом могут сесть на «брюхо» там, где проедут обычные малолитражки). Принимая клиренс внедорожников и кроссоверов за краеугольный показатель проходимости, можно жестоко разочароваться в купленном автомобиле при первой же загородной поездке.