Факторы, влияющие на экномичность автомобиля
Чтобы покупка автомобиля была выгодной денежной инвестицией, машина должна обладать не только низкой ценой, но и быть достаточно экономной при эксплуатации. Особенно это касается автомобилей с повышенной проходимостью, объективно потребляющих больше топлива. Однако, выбрать экономичный кроссовер или внедорожник – не такая уж простая задача для обычного автолюбителя. Самые недорогие кроссоверы могут иметь скрытые подводные камни в виде достаточно больших трат на его содержание и обслуживание.
Для получения объективной оценки, какой внедорожник или какой кроссовер самый экономичный среди всех, рекомендуем учесть:
- затраты на топливо (стоимость топлива, показатели его расхода при различных условиях эксплуатации);
- стоимость планового обслуживания и сезонной подготовки (замена масла, комплекта фильтров и других расходных материалов, смена шин и т.д.);
- стоимость и доступность запчастей (как оригинальных, так и изготовленных сторонними производителями);
- остальные разовые и периодические траты (снятие и постановка на учет, КАСКО, транспортный налог, мойка автомобиля и т.п).
И только сопоставив эту информацию, можно определить самые экономичные кроссоверы и внедорожники по состоянию на сегодняшний день.
Однако осуществить подобный анализ в рамках этого обзора невозможно. Поэтому во главу угла определения первичной экономичности автомобиля мы будем брать самый простой и доступный для потенциальных покупателей показатель – расход топлива на 100 км.
На сегодняшний день этот показатель рассчитывается на испытательных стендах для трех типовых условий:
- Городской цикл. Характеризуется высокой интенсивностью изменения скорости автомобиля, а также работой двигателя во время вынужденных остановок (светофоры, «пробки»).
- Загородный цикл. Характеризуется большей плавностью хода на экономичной скорости.
- Смешанный (комбинированный) цикл. Является сочетанием спокойного («загородного») стиля езды с периодическими ускорениями / торможениями и небольшими остановками при работающем двигателе («городской» цикл).
Следует помнить, что эти данные получаются в лабораторных условиях (эталонное топливо, отсутствие сопротивления воздуха, груза и пассажиров, электрические потребители отключены). Поэтому в реальных условиях расход топлива будет выше.
На реальный расход топлива оказывают влияние следующие факторы:
- тип силовой установки (бензиновый, дизельный, гибридный);
Бензиновый двигатель имеет невысокий коэффициент полезного действия – 20-30 %, КПД же дизельного составляет 30-40 %. Таким образом, бензиновые установки, по сравнению с дизельными, объективно потребляют больше топлива. Для повышения КПД двигателей используют турбированный или компрессорный наддувы, промежуточные охлаждения воздушно-топливной смеси, а также комбинируют традиционный ДВС с электромотором (гибридная силовая установка).
- объем двигателя и его конструктивные особенности (атмосферный, турбированный или компрессорный);
В атмосферном двигателе воздушная смесь подается в цилиндры без нагнетания. В турбированном воздух нагнетается с помощью внешнего насоса (турбины), что позволяет повысить мощность ДВС без увеличения его объема. Компрессорные ДВС для повышения давления подаваемой воздушной смеси используют механический нагнетатель, работающий от приводного ремня.
- тип коробки передач по способу управления (механическая, автоматическая, роботизированная, вариаторная);
- общий вес автомобиля и его аэродинамическая форма, нашедшая свое выражение в показателе аэродинамического сопротивления;
Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx характеризует сопротивление воздуха движению машины по отношению к силе сопротивления движению цилиндра. При этом, за поперечное сечение цилиндра принимается наибольшее поперечное сечение автомобиля. Чем меньше этот показатель, тем лучше аэродинамика автомобиля и меньше расход топлива. Большинство представленных в обзоре моделей имеют коэффициент аэродинамического сопротивления равный 0,33-0,35.
- стиль вождения;
- наличие пассажиров и груза;
- исправность и надлежащее техническое состояние различных узлов и механизмов автомобиля.
А теперь рассмотрим современные экономичные внедорожники и кроссоверы, классифицируя их по типу силовой установки и размерам кузова.
Самые экономичные кроссоверы
Бензиновые кроссоверы
Переднеприводный Peugeot 2008 с габаритами 4159×1829×1556 мм можно отнести к нарождающемуся классу субкомпактных кроссоверов. Благодаря 1,2-литровому двигателю (82 л.с.), небольшой массе (1045 кг) и 5-ст. роботизированной коробке ETG, самый экономичный бензиновый кроссовер в среднем потребляет лишь 4,9 л (за городом – 4,3 л; город – 6,0 л). Цена на самый экономичный кроссовер на бензине у официальных дилеров Peugeot начинается от 900 тыс. рублей.
Кроссовер компакт-класса Mazda CX-5 создан в рамках концепции Skyactiv Technology, направленной на уменьшение массы всех агрегатов автомобиля без снижения ключевых характеристик. В результате, вес автомобиля составил 1455 кг при габаритах 4555×1840×1670 мм. Благодаря удачным техническим решениям, в самой экономной комплектации (2.0 л двигатель, 6-ст. МКПП, передний привод) кроссовер демонстрирует самое низкое потребление бензина в своем классе – 6,2 л в комбинированном, 7,7 л в городском и 5,3 л в загородном циклах. Стоимость автомобиля – от 1,1 млн рублей.
Самый надежный и экономичный кроссовер среди среднеразмерных моделей Mitsubishi Outlander при своих габаритах (4655×1800×1680 мм) имеет относительно небольшую массу – 1415 кг. Это позволяет ему в версии с 2 л двигателем (146 л.с.) и вариатором расходовать в среднем 7,5 л бензина (город – 9,0 л; трасса – 6,7 л). Цена на данный экономичный и недорогой кроссовер установлена от 940 тыс. рублей.
На российский рынок полноразмерный кроссовер Toyota Venza (4835×1905×1604 мм, масса – от 1835 кг) поставляется с 2,7-литровой силовой установкой (185 л.с.) в комплекте с 6-ст. АКПП. Этот переднеприводный экономичный кроссовер на 100 км тратит 9,1 л топлива (город / трасса – 12,3 л /7,1 л). Цена базовой версии – 1,7 млн рублей.
Дизельные кроссоверы
Самым экономичным компактным кроссовером может считаться Peugeot 3008 (4365×1837×1639 мм, масса – 1470 кг) с 1,6 л двигателем (112 л.с.) и 6-ст. АКПП. Данная переднеприводная модель отличается лучшим в компактном классе коэффициентом аэродинамического сопротивления Cx, равным 0,296. Как результат, расход дизеля уменьшен до 4,2 л (город / трасса – 4,5 л / 4,0 л). Указанный экономный кроссовер оценен в размере 1,2 млн рублей.
В классе среднеразмерных моделей надежный и экономичный кроссовер – это, безусловно, BMW X3 (4657×1881×1661 мм, масса – 1745 кг). В комплектации с 2 л двигателем (190 л.с.), постоянным полным приводом и 8-ступенчатым «автоматом» автомобиль потребляет 5,2 л дизеля (город / трасса – 5,7 л / 5,0 л). Его стоимость у официальных дилеров – от 2,3 млн рублей.
Из полноразмерных отметим переднеприводный Volvo XC70 (4838×1870×1604 мм, масса – 1800 кг) с 2-литровым дизелем D4204T5 (181 л.с.), автоматической 8-ступенчатой коробкой и неплохими внедорожными качествами. Его усредненное потребление составляет 4,9 л (город / трасса – 5,6 л / 4,5 л). Автомобиль предлагается по рекомендованной цене 1,7 млн рублей.
Гибридные кроссоверы
В 2015 году должны начаться продажи полноразмерного кроссовера – обновленного Volvo XC90. Анонсированная флагманская модель с индексом T8 получит 2-литровый бензиновый агрегат (320 л.с.) с комбинированным наддувом (турбина и компрессор) и электрический двигатель (80 л.с.).
Расход, по уверениям разработчиков, составит фантастические 2,58 л! Таким образом, Volvo XC90 T8 после старта продаж может стать обладателем титула «самый экономичный кроссовер».
Предполагаемая цена флагманской модели – 4 млн рублей.
А вот из уже находящихся на рынке гибридов самый экономный кроссовер, безусловно, Porsche Cayenne S E-Hybrid. Использование гибридной силовой установки (3 л бензиновый ДВС – 333 л.с.; электродвигатель – 95 л.с.) позволяет достичь расхода бензина на уровне 3,4 л. Стоимость гибрида составляет 4,6 млн рублей.
Экономичные внедорожники
Бензиновые внедорожники
Субкомпактный 3-дверный внедорожник Suzuki Grand Vitara (3865×1810×1695 мм, масса – 1407 кг) удачно сочетает высокие эксплуатационные качества, низкую стоимость (от 830 тыс. рублей) и экономичность. С 1.6 л двигателем, постоянным полным приводом и 5-ст. МКПП двигатель в усредненном цикле расходует 8,2 л бензина (город – 10,2 л; за городом – 7,1 л).
Среднеразмерный Great Wall H5 (4649×1810×1745 мм, масса – 1805 кг) с 2,4 л двигателем (136 л.с.) и 5-ст. МКПП является оптимальным выбором для тех автомобилистов, кто за невысокую стоимость (от 800 тыс. рублей) хочет получить полноприводный рамный внедорожник с неплохим расходом топлива – 8,8 л в смешанном цикле, 8,1 л в загородном и 9,7 л бензина в городском.
Среди полноразмерных моделей следует выделить третье поколение Toyota Highlander (4865×1925×1730 мм, масса – 2000 кг). В версии с 2,7 л двигателем (188 л.с.) и 6-ст. АКПП переднеприводный внедорожник демонстрирует наименьший в классе расход топлива, который составляет 9,9 л в смешанном цикле (город – 13,3 л, трасса – 7,9 л). Его официальная цена – около 1,7 млн рублей.
Дизельные внедорожники
В компактном классе по экономичности лидирует полноприводный Jeep Cherokee (4493×1839×1736 мм, масса – 1989 кг) с 2.8 л установкой (200 л.с.) и 5-ст. АКПП. В смешанном цикле внедорожник тратит 7,9 л, в городском– 9,2 л, в загородном – 6,9 л дизеля. Официальная цена – свыше 1,7 млн рублей.
В среднеразмерном классе стоит отметить южнокорейский SsangYong Rexton (4755×1900×1840 мм, масса – 1901 кг). В переднеприводной версии с 2-литровым двигателем (155 л.с.) и 6-ст. МКПП средний расход составляет 7,2 л (городской цикл – 8,9 л; загородный цикл – 6,2 л). Стоимость новой модели – от 1,4 млн рублей.
А самым экономичным дизельным внедорожником из полноразмерного класса можно считать Land Rover Range Rover 4-го поколения (4999×1983×1835 мм, снаряженная масса – 2160 кг). Полноприводный автомобиль с 3.0 л двигателем (248 л.с.) и 8-ст. АКПП потребляет всего 7,5 л дизеля (город – 8,5 л, загородный цикл – 7,0 л). Но так как этот внедорожник относится к премиальному сегменту, то и стоимость его высокая – от 4,6 млн рублей.
Гибридные внедорожники
Список существующих внедорожников с гибридными двигателями невелик. Можно сказать, что это перспективный сегмент автомобилестроения, расцвет которого еще впереди.
Из крайне ограниченного числа моделей следует упомянуть Nissan Pathfinder Hybrid. Семиместный полноприводный Nissan Pathfinder (габариты 5008×1960×1783 мм, масса – 2083 кг) получил от разработчиков гибридную силовую установку (250 л.с.), состоящую из бензинового (2,5 л, 230 л.с.) и электродвигателя (20 л.с.). Согласно тестам, гибрид на 20% экономичнее бензинового аналога и потребляет 8,7 л. За указанную модель покупателю придется выложить от 2,2 млн рублей.
В заключении обзора хочется подвести итоги. Если вы выбираете внедорожник или кроссовер по показателю экономичности, не останавливайтесь только на цифрах расхода топлива. Внимательно почитайте отзывы владельцев понравившихся моделей, чтобы уяснить примерную сумму их ежемесячного/ежегодного обслуживания. Сопоставление этой информации с ценой на автомобили поможет вам определиться, какой внедорожник или какой кроссовер экономичнее остальных по совокупности всех показателей.