Специфика и преимущества внедорожников на бензине
Вечный спор автомобилистов о том, какой двигатель - бензиновый или дизельный - лучше, сегодня так же актуален и неразрешим, как и диспут философов о том, что первично - курица или яйцо. Но это относится ко всем категориям автолюбителей, а вот в среде поклонников джипов до некоторых пор существовало стойкое убеждение, что внедорожником может называться только такой автомобиль, под капотом которого в обязательном порядке присутствует тарахтящий и трясущийся дизельный агрегат. В качестве неотразимой аргументации приводились такие достоинства дизеля, как топливная экономичность, высокий КПД и увеличенная тяга на низких оборотах, позволяющая водителю уверенно игнорировать любое бездорожье.
До недавнего времени было так. Но постоянная работа инженеров и конструкторов ведущих автомобильных компаний, направленная исключительно на достижение технического совершенства двигательных установок обоих типов, привела автомобилестроение к такому состоянию, когда основные динамические и энергетические характеристики дизельных и бензиновых двигателей стали практически идентичными. А учитывая то, что современные водители приобретают кроссоверы и внедорожники далеко не всегда для покорения "глубинки", то на первый план при выборе автомобиля могут выходить достоинства именно бензиновых двигателей:
- большая лояльность к качеству топлива и, как правило, более высокая мощность при одинаковых с дизелем объемах камеры сгорания;
- виброустойчивость и низкая шумность;
- стабильность "зимнего" запуска и способность заводиться при очень низких температурах без какого-либо дополнительного оборудования;
- лучшая ремонтопригодность и меньшая стоимость технического обслуживания.
Надо отметить, что современные дизели, в отличие от своих предшественников, очень критично относятся к качеству питания, поэтому попытка «накормить» их тракторной соляркой может привести к полному параличу силовой установки. Бензиновые же собратья вполне «переваривают» без фатальных последствий и 80-й бензин от деревенского зилка или газика.
Лучшие бензиновые внедорожники и кроссоверы
Учитывая особенную благосклонность наших сограждан к внедорожникам и кроссоверам, а также широчайшее представительство моделей этой категории на российском рынке, достаточно сложно составить объективный рейтинг автомобилей и назвать, например, лучший бензиновый внедорожник без явного указания тех критериев, по которым эта оценка выставляется. Однако есть очень важный параметр, отвечающий за экономию семейного или личного бюджета и за соблюдение экологических норм - это расход топлива. Он интересен еще и тем, что позволяет выигрывать бензиновым машинам на, казалось бы, чужом поле, так как экономичность ранее всегда была козырем именно дизельных моделей.
Ниже приведен перечень наиболее экономичных полноразмерных кроссоверов с указанием для каждой модели в скобках объема двигателя в куб. мм, мощности двигателя в л.с., максимального крутящего момента в Н.м, среднего расхода топлива в литрах и начальной стоимости автомобиля в рублях:
- Mitsubishi Outlander (2360 куб. мм/167 л.с./222 Н.м/7.9 л/1 379 990 руб.);
- Hyundai Santa Fe (2359 куб. мм/175 л.с./226 Н.м/8.0 л/1 399 000 руб.);
- Kia Sorento (2359 куб. мм/175 л.с./225 Н.м/8.8 л/1 404 900 руб.);
- Toyota Highlander (2672 куб. мм/188 л.с./252 Н.м/9.9 л/1 741 000 руб.);
- Acura MDX (3471 куб. мм/290 л.с./355 Н.м/10.0 л/2 849 000 руб.).
Интересно сравнить приведенный выше список с рейтингом интернет-издания Сrossoverinfo.ru, которое профессионально занимается вопросами тестирования автомобилей в сегменте джипов. Результаты в 2014 году такие (приводим их с теми же характеристиками, что и в предыдущем перечне).
Категория "Лучший компактный кроссовер":
- Mazda CX-5 (1997 куб. мм/150 л.с./208 Н.м/6.7 л/1 189 000 руб.);
- Volkswagen Tiguan (1984 куб. мм/170 л.с./280 Н.м/9.9 л/2 990 000 руб.).
"Лучший среднеразмерный кроссовер":
- Hyundai Santa Fe (2359 куб. мм/175 л.с./226 Н.м/8.0 л/1 399 000 руб.);
- Toyota Highlander (2672 куб. мм/188 л.с./252 Н.м/9.9 л/1 741 000 руб.).
"Лучший рамный внедорожник": Toyota Land Cruiser Prado (2694 куб. мм/163 л.с./246 Н.м/12.5 л/1 794 000 руб.).
Как видим, наш рейтинг, основанный только на "прожорливости" кроссоверов, вполне соответствует рейтингу, составленному профессионалами по совокупности критериев. То есть внедорожники на бензине вполне могут быть "экономными".
Кстати, основоположники жанра – американские автомобилестроители – с самого начала оснащали свои джипы исключительно бензиновыми двигателями. Да и сейчас большинство моделей внедорожников американского рынка оснащено именно бензиновыми агрегатами, а дизельные модификации предназначены в основном на экспорт.
Бюджетные бензиновые внедорожники и кроссоверы
Сегмент бюджетных автомобилей не может похвастаться таким же многообразием моделей внедорожников, какое мы наблюдаем в целом по рынку. Но свои лидеры есть и здесь, причем только в этой категории присутствуют модели отечественной разработки:
- Lada (ВАЗ) 4х4 Urban (1690 куб. мм/83 л.с./129 Н.м/9.7 л/402 000 руб.);
- УАЗ Hunter (2693 куб. мм/128 л.с./217 Н.м/12.2 л/479 950 руб.);
- УАЗ Patriot I (2693 куб. мм/128 л.с./217 Н.м/12.2 л/599 990 руб.);
- Renault Duster I (1598 куб. мм/102 л.с./145 Н.м/8.2 л/496 000 руб.).
Конечно, в этом перечне пальма первенства и по экономичности, и по другим параметрам принадлежит кроссоверу Renault Duster, с чем абсолютно согласны и эксперты Сrossoverinfo.ru. Однако носить гордое имя "Внедорожник на бензине" с полным основанием может лишь родной УАЗ Hunter, так как только он обладает рамной конструкцией.
Внимательный взгляд на линейки модификаций кроссоверов и внедорожников от ведущих мировых брендов дает основание считать, что производители автомобилей тоже не видят явного фаворита в споре между бензином и дизелем, а потому предлагают практически все свои модели в комплектациях с обоими типами двигателей.
Так что бензиновый внедорожник сегодня - не белая ворона, а достойный противник любому дизельному собрату в борьбе за кошелек любителей джипов.