Многие владельцы лодок сталкиваются с проблемой транспортировки и хранения этого плав средства. Создать прицеп своими руками, порой, единственно возможное решение. Без сомнения, можно такую вещь и купить, но стоимость изделия достаточно высока. Между тем, прежде чем преступить к изготовлению, необходимо помнить, что вы создаете транспортное средство. А значит, оно должно быть не просто зарегистрировано в ГИБДД, но и быть абсолютно безопасным.
Параметры прицепа и регистрация в ГИБДД
Первое, что необходимо сделать, прежде, чем решить, как сделать лодочный прицеп – это выполнить чертежи будущего транспортного средства. При этом необходимо особое внимание уделить габаритам, так как в случае несоответствия размеров, его могут не зарегистрировать. Высота прицепа вместе с лодкой не должна превышать 3,8 м, ширина 2,2 м. А вот длину нужно измерять вместе с тягачом, то есть вашим автомобилем, и она должна быть менее 20 м.
Чтобы ваше изделие зарегистрировали в ГИБДД, необходимо иметь заключение компетентной организации (имеющей лицензию на данный вид работ), которая оценит прицеп и проведет тестирование. Для выполнения испытаний вы должны будете предоставить не только сам трейлер, но и чертежи, по которым он выполнен. Они должны быть правильно оформлены – четко указаны все длины и параметры.
При регистрации прицепа выдается номерной знак и талон о прохождении гос. техосмотра. При движении с трейлером эти документы должны быть обязательно. В противном случае, можете «нарваться» на штраф. А при езде без номерных знаков – и вовсе могут конфисковать прицеп. Также обязательно нужно оформить страховку гражданской ответственности.
Комплектующие
Чтобы создать прицеп для лодки своими руками, необходимо обзавестись всеми необходимыми материалами. Торсионную ось и сцепное устройство лучше всего купить сертифицированные. Помимо этого, также нужно приобрести:
- профиль с толщиной стенки 4мм размером 60х40 или трубу размером 80х40х3,5;
- швеллер 12;
- лист толщиной 2мм;
- крылья;
- опорную ножку;
- проводку;
- светотехнику;
- колеса;
- лебедку;
- кильблоки либо полиуретан для их изготовления;
- антикоррозийное покрытие и краску.
При выборе материалов помните, что покупать толстые швеллера или толстостенные трубы не стоит, так как эти составляющие могут существенно увеличить вес пустого прицепа. Что приводит к дополнительной нагрузке на двигатель, коробку передач, шины. К тому же, суммарный расход топлива также значительно возрастет. Поэтому, выбирайте легкие, но прочные материалы.
Этапы сборки
Главное, что нужно учитывать, создавая лодочный прицеп своими руками, это габариты плавсредства (размер и вес), наличие подъездного пути. Также обратите внимание на возможности вашего автомобиля, точнее на ограничение веса буксируемого средства. При изготовлении прицепа особое внимание уделите осям и деталям подвески. На несущей конструкции масса лодки должна распределяться следующим образом: 70% в «носовой части» (где фаркоп) и 30% в задней.
На приведенном чертеже изображен прицеп, который может использоваться для перевозки лодки массой от 100 кг и длиной до 4,5 м.
Изготовление рамы
Все элементы каркаса должны соединяться только при помощи сварочного аппарата. Для создания рамы применяется профиль или труба. Для придания прочности конструкции стыки усиливаются косынками. Далее следует сделать отверстия и болтами М12 соединить ось и сцепку. Прежде чем переходить к следующему этапу, следует проверить правильно ли сбалансирована рама, и выдержана ли четкая перпендикулярность оси по отношению к центральной балке.
Убедиться в этом можно лишь опытными путем. С этой целью на раму нужно надеть колеса, соединить прицеп с автомобилем и проехаться. Если прицеп «не ведет» в сторону, то перпендикулярность соблюдена. Далее нужно поместить лодку на него и проверить балансировку. Нагрузка на сцепной шар должна составлять 50-80 кг. Так как сделать прицеп для лодки нужно безопасным, то в том случае, если хотя бы один из показателей некорректный - лучше сразу пересверлить ось.
Оснащение рамы
Далее необходимо прикрепить на прицеп опорную ножку («рулевое» колесо) и страховочный трос. «Рулевое» колесо может и отсутствовать, но вещь довольно полезная, если прицеп планируется перемещать вручную. При помощи нижней рукоятки колесо регулируется по высоте, а при помощи верхней – относительно трубы. Так, перед выездом на трассу, колесо поднимается вверх, попадает в пазы трубы и фиксируется. Если же прицеп нужно перекатить, то колесо опускается и вертится в любом наплавлении.
Затем, с трубы 60х40х2 нужно сварить опору для лебедки. Этот же материал используется для изготовления опоры крыльев и опоры кильблоков. Крепить килевые ролики нужно с помощью полос металла не менее 4 мм, для этого их необходимо нарезать и сварить. При установке опор кильблоков есть также свои нюансы. Ролик на оси должен двигаться очень легко, иначе при «заедании» киль лодки повредит его.
Длина опоры кильблока должна быть таковой, чтобы колеса приходились на элемент продольного набора лодки. При таком размещении днище будет меньше поддаваться деформации. Чтобы определить под каким углом нужно размещать ролики, проще всего вырезать из фанеры копию днища лодки, и уже под этот макет подогнать их.
Если вы все же решились делать прицеп для катера своими руками, изготовить ролики можно также самостоятельно. Для этого необходимо приобрести кусок полиуретана (кругляк). При помощи токарного станка выточить из него четыре боковых и два килевых. Для оси, на которой будет вращаться «колёсико», понадобятся болты М14, а в самом ролике выточить отверстие такого же диаметра. Затем из уголка 50 нарезать уголочков, просверлить отверстия и сварить в П-образные держатели для осей.
После того, как основные элементы закреплены, прицеп для автомобиля своими руками еще требует доработки. А именно: его нужно обработать антикоррозийным покрытием, дать высохнуть, а затем покрасить. С этой целью можно применить обычную эмаль. Заключительным этапом является установка светотехники (стопов и поворотов), а также балки с подсветкой для номера.
Изготовленный прицеп под лодку своими руками прослужит довольно долго при правильной эксплуатации. Отправляясь в путешествие с таким трейлером, старайтесь не забывать, что вы едете с прицепом, а значит, и вести себя на дороге нужно соответственно. Во время стоянок (даже длительных), лодку можно хранить на прицепе. Именно так поступают многие владельцы в зимний период. Износ от этой «работы» у трейлера не увеличивается.