Краткая напоминалка: в одном из предыдущих обзоров был дан текст о преимуществах и недостатках роботизированной коробки передач. Сегодня же мы хотим рассказать вам о вариативной коробке.
И, как в школьных учебниках, мы выводим определение самого понятия.
Что такое вариаторная коробка? Это система из двух шкивов, приводящаяся в движение одним специальным ремнём. Один из шкивов устанавливается на вал, идущий к двигателю, второй приводит за счёт крутящего момента к переходу на определённую передачу. Кажется, уже немного понятнее сам процесс работы? Прекрасно, переходим дальше.
Кратко история развития
Первые разработки такого механизма предлагались ещё стариком Леонардо (не ди Каприо, а да Винчи, гениальным изобретателем эпохи Возрождения).
Но Инквизиция и большинство его современников сочли эти проекты дьявольскими и примерно до восьмидесятых годов девятнадцатого века об этом проекте было забыто.
Своё новое рождение вариаторы получили благодаря инженерам, искавшим возможность бесступенчатого перехода с одной передачи на другую для работы автомобилей и заводских станков.
Достаточно вспомнить, что первоначально на машинах конца девятнадцатого - начала двадцатого века была только механическая коробка передач.
Эта система явилась своеобразным предком современной автоматической коробки.
Вариаторная коробка - замена автоматической или всё же нет?
Действительно, это весьма интересно. По идее, при малом количестве механизмов, отвечающих за передачи, их можно спокойно починить и заменить. На деле же получается так, что вариатор - это самое ужасное изобретение именно для российских дорог.
Такая коробка передач не предназначена для условий, где снега намного выше двух сантиметров, имеется резкий перепад температуры и тому подобное. Такая коробка прекрасно ездит в условиях Западной Европы, восточной части США, странах исламского региона (от севера Африки до территории Турции), ездит спокойно в Японии и вообще странах Юго-Восточного азиатского региона.
Также постоянно требуется специальное масло и постоянный осмотр ремня и шкивов, так как при малейшей поломке требуется замена практически всей коробки.
В основном стараются менять ремень, но и сами шкивы нужно проверять и менять примерно каждые пятьдесят тысяч километров.
Подсчитайте примерно расходы и постарайтесь прикинуть, хватит ли вам ваших средств на приобретение машины с вариаторной коробкой передач? Подсчитали и решили, что хватает? Тогда переходим к следующему пункту.
Кроссоверы с вариатором
Псевдоджипы, пользующиеся весьма большой популярностью у водителей, которые имеют большую семью, постоянно бывают в командировках или любящих путешествовать на машине.
В общем приобретаются кроссоверы во всех тех случаях, когда надо постоянно возить при себе кучу документации, электронные устройства различного назначения и сменную одежду как минимум на сутки.
Пожалуй, если ехать по дорогам в черте города, то ещё можно поездить на вариаторной коробке. Увы, но при выезде на трассу вы рискуете звонить эвакуаторной службе и просить дотащить машину до ближайшего СТО, так как на дорогах всё плохо.
Но если перечисленные пункты выше вас не переубедили купить именно кроссоверы с вариатором, то рассмотрим несколько моделей, более или менее прижившихся в наших условиях.
Упомянем мы Lexus NX, весьма ныне пафосную машину, про которую ходит много пошлых и не очень анекдотов. Машина в принципе ничего так, только вот сядет на днище и будет всё печально, так как пробуксовать как следует, чтобы выехать из небольшого сугробика (буквально десять сантиметров, ну это так мало на российских дорогах), у него не получается. Увы, японец хоть и пафосен, хоть и импозантен, но тем не менее как-то весьма бодро бегает только по городскому центру, где всё чистят.
Говорить также стоит и про специалистов компании Audi, сделавших ремень для шкивов не из стандартной для большинства кожи и её смеси, а из металла. Хотя многие кроссоверы и ездят с такой коробкой, но, увы, уже через тридцать тысяч километров просят замены и ремонта.
Это будет и цепь, растянувшаяся весьма сильно, и блок управления, сгорающий на десяти тысячах километров, и дифференциал, и масляный насос, "умирающий" ещё быстрее, чем кажется.
Брать ли Audi Q-серии с вариаторной коробкой - решать только вам, потому что в среднем на ремонт такой машины будет уходить около шестидесяти тысяч рублей (и это если вы сумеете уложиться в этот предел цены).
Внедорожники с вариатором
Есть ли смысл говорить и описывать модели и марки авто, имеющих такую коробку, дальше? Пожалуй, что есть. И поэтому рассмотрим и внедорожники с вариатором.
Внедорожник на то и машина такого класса, которая должна проехать там, где дороги нет. Но вариаторная коробка не оставляет вам такой возможности и вы бессмысленным образом катаетесь на своей Toyota RAV-4 или любой другой машине, купленной вами. В среднем возраст таких автомобилей составляет на нашем рынке семь лет, что не внушает надежды. Практически нет в Российской Федерации машин с вариаторной коробкой передач. Слишком дорогой ремонт самой коробки выходит.
Всё же альтернатива или нет?
Увы, но как бы ни хотелось в это верить - вариатор не стал пока хорошей заменой автоматической коробке передач. К сожалению, помимо ремонта, стоит отметить и такой момент, что две трети комплектующих деталей продаются только у официальных дилеров и купить просто так запчасти не получится. Отметим и то, что вариатор требует постоянной смазки, что ведёт также к увеличению расходов на сопутку (масло, незамерзайка и прочее, прочее).
Делаем печальный вывод - вариатор не подходит для российских дорог.