Легендарный и необычный ЛуАз 967: от истоков до сегодняшних дней

«Корейский» заказ

ЛуАЗ 967, представлял собой облегченное транспортное тактическое средство, предназначенное для передвижения по дорожным покрытиям различной конфигурации и перевозки нескольких человек с целью их доставки в лечебные учреждения с мест боевых сражений.

Необходимость в разработке подобного транспорта возникла у советского руководства в связи Корейской войной, разразившейся в начале пятидесятых. Советский Союз занимался поставками специализированной военной техники в эту страну, однако отечественные ГАЗы 69 и 66, активно использовавшиеся на «родных» просторах, для этой азиатской страны оказались непригодными из-за своих громоздких размеров и некоторой неповоротливости.

Пожелания «корейских товарищей» были учтены, и на свет появился новый автомобиль, обладающий улучшенными характеристиками и меньшей массой. Сборка первых экземпляров модели происходила на Ирбитском мотоциклетном заводе, где и была придумана необычная форма авто, напоминающая корытце. Затем к реализации этого необычного проекта подключились специалисты НАМИ.

Луаз 967 вид спереди

Легкость,мобильность, хорошая проходимость

В качестве движущей силы под капотом ЛуАЗа был задействован мотоциклетный двигатель оппозитного типа, объем которого равнялся 750 кубическим сантиметрам при мощности в 23 л.с. Производство данного силового агрегата, имевшего маркировку М-72, должно было осуществляться на Ирбитском мотоциклетном заводе, однако, оценив предстоящий объем работ, его руководство, как мы уже упоминали выше, было вынуждено обратиться за помощью в НАМИ для разработки соответствующего проекта. При этом в техническом задании должны были быть учтены следующие параметры:

  • использование двигателя М-72 в качестве основы;
  • присутствие системы полного привода;
  • наличие площадки для перевозки грузов с компактными размерами 1,5 х2 метра;
  • место для расположения носилок в количестве двух штук, а также посадочные места для размещения шестерых раненых;
  • высокий дорожный просвет, величина которого должна составлять не менее 300 мм;
  • кроме того, автомобиль должен был обладать способностью, перемещаться по холмистой местности, преодолевая сухопутные и водные препятствия, передвигаясь при этом со скоростью от 1,5 до 70 км/час.

Луаз 967 вид сзади

«Секреты» и особенности экипировки

Таким образом, модель, принятая в разработку, стала транспортером переднего края, иначе именуемым ТПК ЛуАЗ 967. Отличительной особенностью данного транспортного средства с водонепроницаемым корпусом стала оригинальная и любопытная конструкция, в ходе работы над которой проектировщикам удалось реализовать немало интересных технических идей. Одной из таких необычных «находок» стало размещение водительского сидения, которое расположилось в центральной части авто. Кроме того, в его кабине также находились два кресла складного типа, предназначенные для перевозки пассажиров, которые, при складывании, образовывали прямую, ровную поверхность.

Еще один «секрет» прячется в рулевой колонке автомобиля. В случае попадания под обстрел, она могла складываться таким образом, что человек, находящийся за рулем, мог осуществлять управление им в положении лежа: на спине или животе. Для этого нужно было только откинуть спинку сидения и использовать ручной дроссель вместо педали газа.

Салон Луаз 967

Несмотря на все усилия конструкторов, свои первые испытания ЛуАЗ 967 провалил. Масса его оказалась значительно выше показателя, заявленного в техническом задании, к тому же мощность мотоциклетного двигателя, установленного на автомобиль, оставляла желать лучшего. И еще он не очень уверенно передвигался по водным поверхностям. В связи с этим в 1962 году право на ведение дальнейших разработок перешло к КЭО Запорожского автозавода, где было решено укомплектовать автомобиль новым силовым агрегатом: 27-сильным двигателем МеМЗ-967. Здесь же это транспортное средство, носившее «имя» НАМИ 032, было переименовано в ЗАЗ 967.

Изменения, модернизации, доработки

Изменилась компоновка двигателя, который был, развернут на 180 градусов. Кроме того, передний мост авто стал неотключаемым. Использование независимой подвески торсионного типа позволило внедрить в устройство автомобиля еще одно оригинальное техническое решение: соединение передаточной коробки к редуктору заднего моста, жестко закрепленного на несущие кузовные элементы, было «глухим», за счет чего отпала необходимость в карданных шарнирах, не отличавшихся особой надежностью.

Спереди у автомобиля была установлена лебедка. Однако назначение этого приспособления было несколько иным, чем в стандартных случаях. То есть, она должна была использоваться не для того, чтобы помогать вытягивать автомобиль из грязи, а для перемещения раненых с полей сражений к транспортеру на специальном устройстве из пластика.

По обе стороны от водителя есть сиденья, которые прячутся в трюм.

Для перемещения по воде и преодоления небольших рвов, бортовые части ТПК оснащались металлическими трапами. Кроме того, здесь имелась специальная защита от возможных боковых обстрелов, а сами борта автомобиля выполняли функцию стабилизаторов при перемещении по воде и могли использоваться в качестве дополнительных емкостей для хранения топлива. Вместительность каждого из них составляла до 20 л!

На этот раз испытания прошли достаточно успешно, и в 1965 транспортер ЗАЗ 697 было решено запустить в серийное производство. Однако из-за недостаточного количества производственных мощностей у автозавода из Запорожья, этим в итоге стал заниматься Луцкий Машиностроительный автозавод (ЛуМЗ), впоследствии переименованный в Луцкий Автомобильный завод (ЛуАЗ).

Так как данное транспортное средство «пришлось ко двору» в различных родах войск, уже в 1969 ТПК ЛуАЗ 967 был задействован для нужд армии. Однако при этом количество поставок было минимальным, так как периодически «всплывали» различные недочеты конструкции автомобиля.

По этой причине он многократно подвергался различным доработкам и модернизациям. В частности, одной из наиболее известных модификаций можно назвать версию ЛуАЗ 967М, увидевшую свет в 1968 году.

Двигатель МеМЗ-967 ан Луаз 967

Легенда, достойная уважения

Серийный выпуск автомобиля производится с 1975 года. При этом в 1978 было произведено усовершенствование его светотехники, которая была приведена в соответствие с международными нормами безопасности. В восьмидесятые велись активные работы над улучшением его плавучести. В связи с этим был устранен задний откидной борт авто, а место штатного насоса водослива занял бытовой вариант «Малютка».

В период с 1985 по 1986 годы модернизации подвергся силовой агрегат автомобиля (МеМЗ-967А), за счет чего он получил 37 л.с. Кроме того, с этого времени на него стали устанавливаться амортизаторы нового типа, а также новые колесные редукторы. Насос «Малютка» вновь уступил место «родному» устройству. И все же, несмотря на постоянную работу над моделью, спрос на нее постепенно снижался, из-за чего она вскоре была снята с производства.

Этот необычный автомобиль можно назвать раритетным по нескольким причинам. Он вызывает интерес у автолюбителей из-за своего оригинального конструкторского решения и ограниченного выпуска. Кстати, сегодня его можно увидеть не, только, на музейных площадках и выставках, но и в коллекциях ценителей «автомобильных ценностей». И он действительно заслуживает оказанного ему почета и уважения.

Прочтите также:
- Обвес для Chevrolet Niva
- Обновленный Suzuki New Sx4: модная новинка с улучшенными характеристиками
- ГАЗ 21 пикап: откуда появилась такая модификация?


Вернуться

comments powered by HyperComments