Легендарный автомобиль прошлого столетия: ЛуАЗ 969М

Немного истории

В качестве примера такого уникума можно привести ЛуАЗ 969М, выпуск которого на протяжении многих лет осуществлял «папа» известного всем «Запорожца» - Луцкий Автомобильный завод.

Причиной такой «исключительности» являются «исторические корни» модели: в качестве прототипа для ее создания был использован знаменитый ЛуАЗ 969, точнее его более поздняя версия, ЛуАЗ 969А, выпускавшаяся с 1975 года. Причем работы над ЛуАЗ 969 М начались еще в 1973, серийное производство «стартовало» в 1979.

Луаз 969М

Кузов и салон

Отличительной чертой автомобиля можно назвать его легкость и мобильность, которая в тандеме с дорожным просветом в 280 мм позволяет ему без особых усилий перемещаться по местности со «сложным покрытием». В основе его конструкции задействован четырехместный кузов открытого типа, оборудованный тентом, интегрированный с рамой. Внешность авто довольно оригинальная и запоминающаяся, прежде всего за счет облицовки «передка» пластмассовой обрешеткой черного цвета и дизайна его переднего и заднего бамперов.

Автомобиль имеет цельноштампованную рамную конструкцию лобового стекла с верхней частью радиусного типа, обеспечивающую обтекаемость кузову и способствующую лучшему стоку воды с его крыши. Окна из поливинилхлорида, расположенные в тентовой части, отличаются большими размерами и обеспечивают хорошую обзорность. В основе конструкции оконных проемов в дверях авто используются рамки из металла. Кроме того, они оборудованы открывающимися «форточками», позволяющими добиться лучшей вентиляции салона. Дверцы автомобиля снабжены запорными механизмами, открывающимися при помощи ключа.

Помимо вышеперечисленного, автомобиль ЛуАЗ 969М имеет достаточно удобный и безопасный салон, с травмобезопасной приборной панелью и рулевой колонкой, ремнями безопасности трехточечного типа и дугами безопасности, служащими дополнительной защитой водителю и пассажирам в случае его опрокидывания.

Луаз 969М имеет отличную проходимость

При этом приборная панель авто, позаимствованная им у военизированных «предков», приобрела более элегантный вид, соответствующий транспортному средству гражданского назначения. Еще одним заметным элементом экипировки его салона можно назвать шумопоглощающие панели, обеспечивающие лучшую, по сравнению со своими предшественниками эксплуатацию.

Кроме того, отдельного упоминания заслуживают новые сидения «жужика», которые по комфортности можно сравнить с креслами первых моделей «Жигулей». В нем также имеется специальный фонарь, предназначенный для освещения салона и пепельница.

Технические характеристики

Габаритные размеры украинского «лунохода» составляют 3390 х 1610 х 1780 мм при длине колесной базы в 1800 мм. Обладая снаряженной массой в 960 кг, он может быть использован для перевозки грузов, общий вес который достигает 400 кг, включая двух человек и 260 килограмм грузов, либо четырех человек и 120 килограмм грузов соответственно.

Автомобиль оборудован четырехцилиндровым двигателем марки МеМЗ-969А с 40 «лошадками» под капотом и объемом 1198 куб.см. с системой воздушного охлаждения, позволяющим ему разгоняться до отметки на спидометре в 90 км/час, со средним потреблением топлива, составляющим около 10 л на 100 км. Имеет сцепление однодискового типа, оборудованное гидравлическим приводом. В качестве трансмиссии на нем задействована «механика» с пятью ступенями, имеющая синхронизаторы на всех своих передачах и функцию блокировки дифференциала заднего моста.

Двигатель Луаз 969М

Под его капотом имеется немало интересных гаджетов, которые можно назвать «революционными» для того времени, таких, как:

  • фонарь,
  • розетка,
  • автономный отопитель бензинового типа, работающий обособленно от двигателя.

Кроме того, в техническую экипировку авто входит подвеска независимого типа с телескопическими амортизаторами с двухсторонней гидравликой. В основе рулевого управления используется глобоидальная червячная система с двухгребневым роликом. Автомобиль укомплектован барабанными тормозами с двухконтурной гидравликой и барабанным стояночным тормозом, функционирующим на механическом тросовом приводе.

Впечатления от езды и эксплуатация авто

Безусловно, несмотря на скепсис и некоторое недоверие к заводу, выпускавшему эту замечательную модель (мол, что хорошего можно ожидать от производителя «Запорожца»), ее можно назвать примечательной и уникальной во всех смыслах этого слова. И интерес к ней у многих автомобилистов имеется до сих пор, а тот факт, что сегодня найти «живой» экземпляр ЛуАЗа 969М, укомплектованный «родными» узлами и деталями, весьма проблематично, подогревает его еще больше.

Салон Луаз 969М

В общем, найти такой «раритет» на колесах сложно, но можно. И, первое, на что стоит обратить внимание – это «живучесть» его двигателя. Даже «поддавая ему жару как следует», «запарить» его не так просто, в отличие от того же «Запорожца», из-за расположения мотора, установленного в передней части авто.

Еще один несомненный плюс: при бережной эксплуатации и надлежащем уходе его кузов отличается хорошей устойчивостью к коррозии, что особенно приятно, учитывая почтенный возраст авто, снятого с производства в начале девяностых.

Не удивительно, что, еще до запуска в серийное производство, он получил высокую оценку специалистов, в 1978 году войдя в ТОП-10 лучших полноприводных авто Европы на конкурсе, проводимом в рамках международного автосалона в итальянском Турине. Кроме того, он также получил награду и звание «Лучшего автомобиля для села» на выставке международного масштаба в Чехословацкой республике. И опять-таки, такой репутацией и признанием он был обязан своей прекрасной проходимости и выносливости, которую отмечают и современные владельцы модели.

Среди небольших минусов, связанных с эксплуатацией автомобиля, стоит отметить некоторое неудобство при посадке в его кабину. Для того чтобы справится с этим «нелегким делом», действительно требуется сноровка и определенные физические усилия. Еще одна проблема – возникновение затруднений при выкручивании рулевого колеса, отличающегося небольшой толщиной, отчего держать в руках его, мягко говоря, неудобно.

Багажное отделение Луаз 969М

Что касается тента, то его можно назвать одновременно и плюсом и минусом автомобиля. Многие автолюбители выказывали недовольство по поводу его мягкой текстуры, поэтому уже в 1989 году, одновременно с активным развитием производственной кооперации, некоторые производители стали заниматься выпуском и реализацией специальных защитных конструкций разборного типа для верхней части авто из пластика, которые можно было использовать вместо неудобного мягкого тента.

По поводу двигателя авто большинство его владельцев (тут надо заметить, что их не так уж и много) высказывается исключительно положительным образом. Он действительно достаточно надежен, и справляется со своей функцией: «главной движущей силы» автомобиля, требуя к себе дополнительного внимания крайне редко. То же самое касается и его проходимости. При пересечении лесистой и заболоченной местности он легко обходит всех своих ближайших конкурентов, уступая разве что специальной технике на гусеничном ходу, или дорогущим вездеходам, с самой технологичной и функциональной экипировкой последнего поколения.

Зато о комфорте и удобстве при управлении авто вспоминать не приходится, хотя его сидения нельзя назвать совсем неудобными. И главной причиной этому является присутствие постоянного шума, сравнить который можно с «ревом» «кукурузника», идущего на взлет. И еще один минус, причем, весьма существенный – это тормозная система, работающая «как ей вздумается». То есть, при торможении, машину запросто может занести вправо или влево, так что на чеку приходится быть все время.

Зато у нее имеются и весьма значительные плюсы, кроме неоднократно упомянутой проходимости и вполне надежного мотора. Это его печка, отличающаяся очень хорошей производительностью. Она, конечно, и «кушает» «как сумасшедшая» при разогреве, но зато прогревает салон авто так, что и финской сауне не снилось. Так что, в нем точно не замерзнешь. Возможно, по этой причине данная модель наиболее востребована в кругах профессиональных рыболовов и охотников.

Сиденье в багажном отделении Луаз 969М

Цена и где купить

Стоимость этого «чуда техники» на заре его создания, в семидесятые годы, составляла порядка 1 тыс. 700 руб. Кстати, тот же «Запорожец», ЗАЗ-968, в то время стоил около 1 тыс.600 руб. То есть, при средней заработной плате в 100 рублей, чтобы накопить нужную сумму на покупку украинского «утюга», рядовому советскому «труженику» требовалось примерно около полугода и больше. А теперь подумайте: какой из современных полноприводных внедорожников можно приобрести за этот же срок, откладывая из своей зарплаты?..

Кстати, сегодня купить ЛуАЗ 969М во вполне сносном состоянии, можно за сумму от 1,9 до 3 тыс. долларов. При этом количество оригинальных экземпляров, не затронутых самостоятельными модернизациями и тюнинговыми ухищрениями «народных умельцев», очень невелико. Хотя, хорошенько поискав, вполне реально подобрать и более бюджетные предложения: в районе 10 тыс. Купить новый ЛуАЗ 969М с минимальным побегом 1990-92 годов выпуска с минимальными доработками можно в пределах 100 – 150 тысяч рублей.

В общем, для того, чтобы стать обладателем этого неутомимого и непритязательного труженика с множеством оригинальных и забавных прозвищ, включая вышеупомянутые «утюг» и «тушканчик» нужно совсем немного. Зато, при аккуратном и почтительном обхождении с ним, этот раритетный автомобиль, может стать настоящим подспорьем для людей, ведущих достаточно подвижный образ жизни и проводящих на природе большую часть времени.

Прочтите также:
- Виды багажника на крышу Форд Фокус 3, а также преимущества их использования
- Lada 4x4 Pickup - доступный отечественный пикап
- Автомобильная аптечка: что входит в ее состав?


Вернуться

comments powered by HyperComments