Герой перестроечных времен: внедорожник ЛуАЗ 1302 во всей своей красе

Луаз 1302  -  полноприводный внедорожник времен Перестройки, который по праву можно назвать самым недорогим из представителей семейства джипов, реализуемых на территории нашей страны. При этом он необыкновенно хорош своей простотой и непритязательностью, отличной проходимостью и ремонтопригодностью. И, конечно же, особенно привлекателен своей низкой ценой, которая является исключительной в своем производственном сегменте.

Несмотря на свою кажущуюся примитивность, этот автомобиль нельзя назвать «простачком» в полном смысле этого слова. Да, и разве можно сказать такое о транспортном средстве, выполненном в кузове «кабриолет»? Однако, в отличие от классических внедорожников, вместо рамы в его основе задействована полунесущая конструкция, а все основные нагрузки приходятся на панель пола.

«Угловатый», зато легкий и компактный

Модель, являющаяся усовершенствованной модификацией ЛуАЗа 969М, позаимствовала у своего «прародителя» немного угловатую, забавную внешность, отчего в народе сразу же получила прозвище «гном». Главным же внешним отличием между этими «выходцами» с Луцкого автозавода был дизайн решетки радиатора (у ЛуАЗа 1302 на ней присутствуют дополнительные отверстия для вентиляции).

Луаз 1302 вид спереди

При размерах: 3415 х 1610 х 1730 мм, авто нельзя назвать «великаном». Выглядит оно достаточно компактно, что, впрочем, не мешает ему иметь хорошую вместительность и довольно неплохую грузоподъемность, которые, при исключительной проходимости и мобильности этого удивительного «экземпляра» автомобильного мира, делают его просто незаменимым при выездах за пределы города.

Единственным замечанием, высказываемым по поводу конструкции и эксплуатации кузовной части авто со стороны его владельцев, является его высокая подверженность коррозии. Это понятно, чего можно ожидать от автомобиля, возраст которого «перевалил» за несколько десятков. Однако такую распространенную «болезнь», как ржавчина кузова, «вылечить» у «Волынки» довольно легко благодаря простоте его конструкции и отсутствия на нем всяких «изысков» и украшений.

Ну, а тент автомобиля к категории его плюсов и минусов можно отнести одновременно. С одной стороны, при поездках по пересеченной местности, его запросто можно разорвать о сучки ветки деревьев, к тому же от дождя он тоже не очень-то защищает, но, зато, благодаря его мягкой структуре, при помощи тента можно свой «грузовой» автомобиль превратить в полноценный кабриолет. Или перевозить на нем крупногабаритные вещи, что тоже неплохо. Кстати, тентовую ткань, при желании можно заменить более удобным и практичным верхом из пластика, выпускаемым в качестве дополнительной опции и присутствующим на модификации 13024.

Размышления о комфорте под гул мотора

Из-за плоской формы стекол, заменить их, при необходимости, также не составит особого труда. А с дверцами авто стоит обращаться поосторожнее. При неаккуратном обращении они просто разбиваются «в хлам», после чего перестают нормально выполнять свою функцию: появляются сильные сквозняки, и страдает шумоизоляция, которая и так в этой модели является «слабым местом».

Луаз 1302 вид сбоку

По мнению большинства автолюбителей, салон «гнома» прост до неприличия, так что, если вы ищете удобства и комфорта – эта машина точно не для вас. Все здесь говорит о грузовой, рабочей сущности и настоящем мужском характере, которому незачем «нежить свои телеса» на дорогих кожаных сидениях. Кстати, передние кресла также попали сюда из «Таврии», в то время как задний ряд сидений имеет собственную, оригинальную конструкцию. Кстати, они представляют собой откидной вариант, с креплением к боковым стенкам кузова. Сидеть на них в таком виде не очень удобно, зато, разложив их, можно устроиться с большим комфортом, разместившись лицом вперед и опершись на стенку, имеющую высоту, достаточную для этого. Кроме того, существовала также полностью грузовая версия с числовым индексом 1302-02, в которой задний ряд сидений вообще отсутствовал.

От «Таврии» автомобилю досталась система рулевого управления, "скопированная" с ее усовершенствованного варианта, выпуск которого осуществлялся в сотрудничестве с представителями Кореи. Кроме того, автомобиль комплектуется оригинальной панелью приборов, более прогрессивной и удобной по сравнению с ранними версиями, и дополнительными шумо- и виброзащитными ковриками. В салоне присутствует система вентиляции и отопления с печкой, подключенной к системе жидкостного охлаждения силового агрегата.

Выносливый и «живучий»

В качестве "движущей силы" на авто задействован более прогрессивный, по сравнению с предшественником, двигатель, позаимствованный опять же у «Таврии», точнее одна из его модификаций: 53-сильный МеМЗ-245-20 с четырьмя цилиндрами и объемом 1,1 л, либо его менее «прокачанная» версия МеМЗ-2451-20, работающая на бензине 76 марки. Компоновка силового агрегата – продольная. При этом его крепление осуществляется на двух точках, а роль еще одного опорного пункта выполняет сама трансмиссия.

Луаз 1302 вид сзади

Кстати, этот конструктивный элемент в этом автомобиле имеет огромное значение. В случае если она функционирует четко и исправно, ремонт всех остальных компонентов не составит особого труда, да и обойдется недорого. Ну, а если она «уйдет из жизни», для поиска нужных запчастей и деталей придется потрудиться. Связано это с задействованием на авто подвески торсионного типа, аналогичной тем, что ставятся на танках, бронетранспортерах и т.п. Хотя, благодаря возможности замены редукторов на ЛуАЗе, из него вполне можно сделать хоть «мини-танк», хоть трактор.

Главным недостатком двигателя «Волынки» можно назвать его «громкий голос». От шума мотора избавиться достаточно сложно, разве что только, заменив его на другой вариант, одолженный у той же «Таврии» или «Жигулей». Зато заводится он без всякого «выпендрежа», даже в случаях, когда поршневая «убита напрочь». Перегреть его также достаточно сложно, поэтому особого внимания он к себе не требует. Правда, еще одним не очень приятным минусом силового агрегата авто можно назвать его ограниченный моторесурс, составляющий порядка 50-70 тыс. км до возникновения необходимости капитального ремонта. Однако и этот километраж еще нужно умудриться наездить, учитывая специфику автомобиля, не предназначенного для широких трасс.

В паре с двигателем функционирует механическая коробка передач с четырьмя ступенями, имеющая несинхронизированную понижающую передачу. «Раздатка» в классическом виде отсутствует. Однако отсутствие раздаточной коробки не влияет на проходимость автомобиля, так как этот конструкционный недостаток с лихвой перекрывает наличие внушительных передаточных чисел на пониженной передаче, за счет чего основной заряд мощности передается на его передние колеса, позволяя им сохранять устойчивость даже на подвижном грунте.

Луаз 1302 салон

Подключение постоянного полного привода осуществляется на переднюю колесную пару авто, а подключение задних колес к трансмиссии производится самим водителем при помощи рычага, размещенного у передних сидений, в непосредственной близости от рычага переключения передач. Кроме того, в техническую оснастку автомобиля входит специальное устройство рычажного типа, предназначенное для осуществления принудительной блокировки заднего моста. На авто установлена тормозная система барабанного типа с гидровакуумным усилителем передних тормозов.

Одним из несомненных преимуществ ЛуАЗа 1302 можно назвать величину его дорожного просвета, составляющую 280 мм, что кажется практически невозможным, учитывая весьма «скромный» размер его колес с диаметром 13 дюймов.

Вообще, проходимость «Волынки» - это, конечно же, один из главных ее козырей, по сравнению с которым небольшие проблемы с комфортностью и шумностью этого автомобиля не имеют особого значения.

Доказано на практике: в условиях бездорожья этот «уникум на колесах» легко оставляет позади своих ближайших конкурентов УАЗ и Ниву. Такой мобильности и верткости он обязан высокому клиренсу, небольшому весу и присутствию межосевой и задней блокировок. К тому же, при необходимости, его запросто можно перенести из колеи на ровное место, задействовав группу из пятерых взрослых мужчин.

Хотя такая легкость и мобильность имеет и свою обратную сторону: на «Волынке» не стоит слишком разгоняться, так как из-за небольшого веса автомобиль просто начинает «болтать» по колеям, что грозит повреждением трансмиссии.

Двигатель Луаз 1302

По пляжу с ветерком

Рассказывая об этом оригинальном и необычном вездеходе времен Перестройки, отдельно стоит упомянуть о самой необычной его модификации ЛуАЗ 1302 05 «Форос», представляющей собой джип пляжного типа, приводимый в движение 37-сильным дизельным двигателем Lombardini итальянского производства. Данная версия получила следующие характерные черты:

  • кузов открытого типа;
  • дополнительные дуги безопасности.

Сочетание данных факторов позволило сделать эту модификацию самой «продвинутой» в своем линейном ряду, тем более что «Форос» имел дизайн, максимально соответствующий европейским стандартам, да и предназначался он в основном поставок на экспорт в европейcкие страны, где как раз таки существовала особая рыночная ниша "пляжных" автомобилей.

Луаз 1302 05

Заключение

В период своего расцвета «Волынка» имела вполне доступную демократичную цену. Купить ЛуАЗ 1302 можно было за 2 тыс. долларов. Сегодня за этого полноприводного симпатягу с исключительной проходимостью и живучестью просят от 1850 до 4500 долларов (в зависимости от модификации, которых у данной модели шесть штук), причем, автомобили в самом лучшем состоянии с небольшим пробегом можно найти на родине выпуска, в "дебрях" Украины.

Кстати, ЛуАЗ 1302 стал последним серийным авто, созданным непосредственно конструкторским цехом завода. Начиная с 2006 года, предприятие вошло в состав корпорации «Богдан», которая занималась выпуском и реализацией транспортных средств под собственной маркой. Так что, какой бы уникальной и популярной не была бы знаменитая «Волынка», историю ее можно считать завершенной, с оговоркой на то, что, возможно, когда-нибудь она повторится снова.

Прочтите также:
- Автомобильные шторки: купить в магазине, заказать или сделать самому?
- Hyundai Santa Fe 3 для городской езды - то, что доктор прописал!
- Lexus RX350 - середнячок с задатками флагмана


Вернуться

comments powered by HyperComments