Чего вы не знали о российском внедорожнике ГАЗ 2308 Атаман

Не совсем "эталон", но и не «чудовище»

В качестве примера довольно успешного внедорожника российского производства можно привести ГАЗ Атаман – полноприводную модель в кузове пикап, базирующуюся на платформе ГАЗ 2307.

Впервые модификация с «внедорожной внешностью» и соответствующими техническими характеристиками увидела свет в девяностых. И, не в пример своему предшественнику, называемому в народе «уродцем», она смогла добиться гораздо более выдающихся результатов и популярности у автомобилистов. В основе конструкции авто использовалась сварная лонжеронная рама, а его кабина была «позаимствована» у ГАЗа 3307, где из грузовой ее трансформировали в пассажирский трехместный вариант.

Покинув конвейер Горьковского автомобильного завода, ГАЗ 2308 Атаман демонстрировался на всевозможных специализированных выставках и показах, проходивших не только в нашей стране, но и за ее пределами. При этом наибольший интерес к себе модель вызвала в ближневосточных странах.

Получив от производителей новый передний мост с подвеской пружинного типа, более совершенное рулевое управление и модифицированные шины, «обутые» на диски диаметром 16 дюймов, автомобиль уже не казался неким несуразным «чудовищем», на которого был похож его «прародитель», 2307.

Газ Атаман 2308

«Внедорожную сущность» пикап газ 2308 атаман как нельзя лучше подчеркивают его достаточно внушительные габариты: 5060 х 1910 х 2070 мм, при длине колесной базы – 3100 мм, на 300 мм превышающие аналогичный показатель «Волги». Величина дорожного просвета составляет 215 мм, что говорит о его неплохой проходимости. Несмотря на присутствие высоко посаженной над уровнем дороги кузовной рамы, забраться внутрь автомобиля не составляет особого труда. Для этого существует специальная подножка.

И, при этом сразу в глаза бросается отличная вместительность авто и хорошая обзорность. Кстати, по этому показателю «Атаман» значительно превосходит зарубежные аналоги.

Особенности технической оснастки

Роль "движущей силы" авто выполняли два варианта двигателей:

  • бензиновый 2,5-литровый 150-сильный вариант с четырьмя цилиндрами, получивший условное обозначение ЗМС-405,
  • 2,1 -литровый 110-сильный "дизель" с таким же количеством цилиндров, оснащенный функцией турбонаддува и интеркулером. Компоновка двигателя при этом имела передне-продольное размещение.

Данные технические параметры позволяли автомобилю развивать максимальную скорость до 120-140 км/час, при среднем расходе топлива в режиме городского цикла в 15,8 л.

Кроме того, в экипировку этого российского внедорожника также вошла трансмиссия с системой постоянно подключенного полного привода и присутствием блокируемого межосевого дифференциала, местом расположения которого стала раздаточная коробка, интегрированная пятиступенчатой «механикой».

В основе конструкции передней подвески использовалась рычажная система продольного типа с поперечным стабилизатором и винтовой пружиной. Задняя подвеска включала стабилизатор поперечного типа, а также разрезную балку моста и рессору. Тормоза: спереди - дисковые, сзади - барабанного типа.

Газ Атаман 2308 салон

Дружное семейство с разными характеристиками

По задумке своих конструкторов этот автомобиль должен был стать своеобразной «универсальной» платформой для создания моделей унифицированного типа, и после его «обкатки» на свет появились его «сводные братья»:

  • ГАЗ 2309, оборудованный системой заднего привода,
  • ГАЗ-230810 в кузове «универсал», названный «Атаманом Ермаком»
  • пикап ГАЗ-230812, получивший дубль-кабину и кузов закрытого типа.

Кстати, демонстрационная версия «ГАЗ Атаман Ермак» предназначалась для транспортировки десяти человек. Помимо данного варианта, велись работы над проектированием еще двух разновидностей этой модификации: 7-местной, отличительной чертой которой было наличие укороченного заднего свеса, и 5-местной, имевшей укороченную базу и кузов трехдверного типа.

Планировалось создание еще примерно двух десятков различных модификаций, обладающих различными особенностями комплектации и технической экипировки, однако, в конечном итоге, производители остановились на трех. Впрочем, позднее его платформа была задействована для сборки еще нескольких моделей Горьковского автозавода, в том числе версий 3106 и 2169.

Газ-230810 "Атаман Ермак"

Новые версии, оригинальные решения

С 1996 года выпуск модели осуществлялся в ограниченном количестве. Произведенные экземпляры экипировались несколькими вариантами бензиновых и дизельных двигателей и имели один из возможных типов привода: передний, задний или полный. Помимо этого, в их комплектацию входило несколько разновидностей тентовых покрытий: высоких, имеющих окошко в передней части и низких, располагающихся вровень с кабиной авто.

2000 стал новой «вехой» в истории автомобиля. В этом году компания из Москвы «ДИСА» разработала проект транспортного средства специального назначения, предназначенного для нужд инкассации, базировавшегося на «атамановской» платформе. Новинка предназначалась для перевозки трех человек и была оборудована дополнительной защитой, представлявшей собой скрытое бронирование. При этом кузов авто имел цельносварную конструкцию, а кабина с грузовым отсеком представляли собой общее пространство, доступ в которое мог осуществляться либо через дверь, расположенную в правой стороне фургона авто, либо через его задний борт откидного типа. Кроме того, данное транспортное средство экипировалось тремя бойницами, для защиты от возможных нападений на автомобиль и отражения атак на него.

В этом же году автолюбителям был представлен и обновленный ГАЗ Атаман 2, построенный на базе укороченного шасси «Атамана» образца 1996 года. От своего предшественника он получил следующие комплектующие:

  • переднюю подвеску;
  • ведущие мосты;
  • тормозную систему;
  • колесные диски;
  • систему рулевого управления.

Газ Атаман 2

«Атаман»-2, имевший цифровое обозначение 3106, оснащался системой полного привода, а также специально разработанной для него раздаточной коробкой, в основе действия которой была использована многорядная пластинчатая цепь Морзе, а также блокируемый межосевой дифференциал и число понижающей передачи 2,68. Данное сочетание являлось своеобразным залогом «тяговитости» и оборотистости автомобиля, в то время как залогом тишины в его салоне являлось отсутствие промежуточных валов.

Опытный образец экипировался пятицилиндровым дизельным силовым агрегатом, обладавшим мощностью в 141 л.с. Он стал гораздо привлекательнее и эффектнее «старшего брата», и фото ГАЗ Атаман 2000 года выпуска являются наглядным тому подтверждением. Однако, несмотря на все свои положительные качества и достоинства этот автомобиль так и остался экспериментальным, не поступив в массовый выпуск.

Что почем

Рассказывая об этой интереснейшей модели, мы не упомянули о еще одной важной детали: о том, сколько она стоит. Тут стоит заметить, что цена на ГАЗ Атаман 2004 модельного года стала одной из предпосылок, повлекших прекращение его выпуска. Производители и сами покупатели посчитали ее несколько великоватой для авто такого типа.

На данный момент этот показатель колеблется в районе порядка 440 тысяч рублей и выше. Более экипированная версия 2005 года стоит несколько дороже, а стоимость модификации "Ермак" составляет около 600 тыс. рублей. Хотя, на вторичном рынке присутствуют и более выгодные предложения: б/ушный экземпляр в приличном состоянии можно купить за 7-8 тыс. долларов.

Одним словом, присмотревшись к этому автомобилю немного повнимательнее, можно прийти к закономерному заключению о том, что даже при своей слегка неуклюжей внешности, он имеет немало достоинств, что позволяет его использовать на наших дорогах достаточно активно. Его можно назвать настоящим «новатором» отечественного автопрома, ведь машин, подобных ему у нас не выпускалось ни до него, не после.

Прочтите также:
- На что способны лучшие внедорожники: видео, тест драйвы
- УАЗ Патриот Спорт: основные технические характеристики
- Покоритель сельских дорог: "работяга" УАЗ "Фермер"


Вернуться

comments powered by HyperComments